Зимнее солнцестояние – наступление астрономического нового года. Мистическое время для наших предков, связанное с космогонией, сотворением мира. Это праздник рождения нового Солнца – Коляда…
Празднование зимнего Новолетия — Коляды начинали в день зимнего Солнцестояния. По нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, также День Рождения Бога Коляды. Празднование продолжалось 3 дня — с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: "На воробьиный скок длиннее денек".
Практически находясь в перигее (ближайшей к Солнцу точке) за счет наклона оси вращения Земли северное полушарие оказывается максимально отклонено от Солнца. Важность близости с перигеем в том, что эллипс нашей орбиты ориентирован к центру галактики.
Линия проведенная через перигей и афелий – апогей (самая удаленная от Солнца точка на орбите Земли) будет направлением к центру галактики, к звезде Стрелец А, которая находится в созвездии Стрельца. Когда Солнце проходит через Стрельца и происходит чудо солнцеворота.
Центр галактики – это настоящая кузница новых миров, имеющая в арсенале все известные людям химические элементы. Это Сварга, где варганятся новые звезды. Велика сила Сварога. Ярило Сварожич неразрывно связан со своим родительским домом. А мать Земля с Ярилой.
Восходя между центром галактики и Землей, Солнце передает Земле и нам вместе с ней силы от нашего общего истока. Чистые и могучие силы пресветлого Сварога. Это силы творца, которые наполняя собою пространство, стихии и людей позволяют созидать свое будущее.
Могучий Велес , замкнувший круг времен, установивший порядок вещей в Мире, встречает Ярило на пороге миров, принимая в свои чертоги. Отворяет ворота в самую длинную ночь он для светоносного старца.Это действо отображено в образе поедания волком Солнца, или в превращение солнца в волка (заточение его в волчью шкуру). В это время, когда открыты врата, стирается грань между мирами.
Многие духи устремляются в Явь. Духи, что не переносят света Ярилы (которых Один гоняет потом всю ночь по скандинавской мифологии)). Но и духи предков здесь же. Люди провожают Солнце, провожают старый год. Отпускают с ним все старое, все обиды и долги. Очищаются.
Мать света. Пресветлая роженица в эту ночь нарождает новое Солнце, огненного ярого младенца. Это сказочный богатырь, что растет не по дням, а по часам, набирая свою силу. И так из Тьмы рождается Свет. Разрушительный дуализм , вложенный в умы людей, описывает процесс происходящий на зимнее солнцестояние как борьбу света с тьмой, добра со злом.
Вычленить кривду отсюда можно сделав простое умозаключение из того, что наши Боги изначально никакого зла и ему подобных образов не закладывали в естественный порядок вещей. Его там не было изначально, его там нет и по ныне. Зимнее солнцестояние лишь смена старого на новое. Действо обновления, перерождения – из отца в сына, из старости в молодость.
Так смена старого года на новый запечатлена в сказках как битва. Прохождение черезкалинов мост – через царство Велеса. Царство Бога, который и следит за порядком перемен. Здесь многие образы со временем слились воедино, даже порой утратив дуальность. Так, например, Ярило в Беларуси считается волчьим пастухом, следуя из того, что был проглочен волком/ обращен в волчью шкуру (прошел через царство Велеса) и потом силой своего жара спалил волка/ свою звериную личину и выбрался наружу.
Празднование происходит от солнцеворота до водокреса, когда Солнце, набравшись сил пробуждает воду. В ночь перед рождением Ярилы готовится волшебная ритуальная каша – кутья (ячменная каша с добавлением меда, орехов). Варили ее необычно, в два часа ночи старшая женщина в семье шла в амбар за зерном, а старший мужчина – за водой. Воду и зерно нельзя было трогать до того момента, как будет готова печка.
Заготовленной таким образом кутьи уделялось особое магическое значение, она должна была дать всем здоровья, сил, удачи. Начинал ужин, как обычно, хозяин, кроме того за стол так или иначе приглашались все предки. Остатки кутьи подбрасывали под потолок, чтобы ячмень следующим годом принес высокий. Так же кутью выставляли в посуде на ночь на улицу, что бы попотчивать и задобрить бога зимы Зюзю (деда Мороза).
Второй день рождества традиционно считался днем, когда заканчивался срок службы наемных работников. В этот день хозяин расплачивался с работником, они обменивались впечатлениями друг о друге, выражали, когда те были, свое недовольство и обиды. После этого решали все свои конфликты, советовались как быть, публично мирились, чтобы не нести бремя обиды в новый год и договаривались на следующий год либо расходились каждый своим путем. И сейчас люди стараются решить старые конфликты и приближение нового года – лучшее время чтобы оставить споры в прошлом.
Время празднования коляды проходило в веселье и радости. Таким образом люди отгоняли от себя всю нечисть, что лезла с того света в открытые Велесом врата. В последний вечер коляд, на третью кутью, хозяева рисовали кресты на дверях построек, что бы нечистики не смогли вернуться в дома, амбары и сараи.
Колядки, художник Константин Трутовский, 1864 р. |
Очень распространенными были в это время «шуточные» женитьбы, своеобразные игры, которые имели целью познакомить молодежь, создать благоприятные обстоятельства для общения. Примером такого рода игр являются аналоги «ручейка», все возможные «догонялки» парнями девушек, «бояре» и другие.
В атмосфере игры, «недействительности», молодежь знакомилась и разбивалась по парам гораздо охотнее, и очень часто случалось, что составленные во время рождественских игр пары летом или под осень устраивали настоящую свадьбу.
Обычным делом было ходить в гости к родственникам и друзьям.
Особое место на этом празднике отводится колядованию, которое происходило на третий день после солнцестояния. Когда ряженные в тотемных животных, олицетворениях Богов, люди носили по домам звезду – символ родившегося солнца.
В обрядовой форме колядующие приносили здоровье и благосостояние в новом году. Праздничной песней возвещали о рождении Солнца, после чего колядующих впускали в дом. Коза – символ богатства – во время такого обряда, зайдя в дом падала «замертво», а затем после «откупа» – требы, угощения обрядующим, вновь оживала и плясала, скакала по дому, под хвалебную песню в честь хозяев жилища.
Этим ритуалом она уносила все прошлогодние горести людей в Навь и, возродившись, уже несла счастье и здоровье. Так же рядились в Медведя, Коня, Аиста и других животных.
Святки в деревне. Коляда. Гравюра. Начало 1880-х гг. |
“Народный календарь” А. Стрижева говорит следующее:
“Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи.”
Праздник зимнего солнцестояния несет в себе огромное значение, определяя каким будет весь следующий год. Люди обрядами, ритуалами, весельем, славлением родных Богов и предков создавали задел на доброе, благоприятное будущее. Ведь оно зависит во многом (скрытом от человека утратившего традиции предков) от поддержки предков и участия Богов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий