обо мне

Моя фотография
Буду рада помочь Вам в трудную минуту профессиональным взглядом "со стороны". Даже простой разговор иногда помогает расставить приоритеты.Пишите. Звоните. Назначайте встречу!

понедельник, 5 октября 2015 г.

Лабораторные работы № 3-5

Лабораторная работа No 3. Строение головного мозга
Головной мозг расположен в полости черепа. Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, средний мозг, мозжечек, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, связывающие головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся ЦНС функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений–ядер располагается внутри белого вещества, а также покрывает полушария мозга и мозжечка, образуя кору.
Цель: изучить строение головного мозга, определить функции отделов головного мозга.
Оборудование: разборные модели головного мозга человека.
ХОД РАБОТЫ
1. Разобрать модель головного мозга на две половины. На одной из половин разборной модели найти продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.
  • Какова функция продолговатого мозга?
  • Какова функция среднего мозга?
  • Какова функция промежуточного мозга?
2. Рассмотреть на модели расположение серого и белого вещества.
  • Чем образовано белое вещество?
  • Чем образовано серое вещество?
3. Найти мозжечок.
  • Как в нем расположено серое и белое вещество?
  • Какова функция мозжечка?
4. Рассмотреть большие полушария головного мозга. Найти борозды и извилины.
  • Каково их значение?
  • Из каких долей состоят большие полушария?
5. Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов. Каково их значение?
Вопросы
1. На какие три отдела принято делить головной мозг?
2. Каковы основные особенности строения больших полушарий?
3. Как распределены функции между большими полушариями головного мозга?
4. Почему повреждение продолговатого мозга приводит к необратимой остановке дыхания?
Проблемные вопросы

1. Что произойдет, если будет повреждена вкусовая зона коры?
2. Почему при операции мозга больные двигают рукой или ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим перед центральной бороздой?
3. Опишите последствия лоботомии – изоляции лобных долей от остальных отделов головного мозга.

Лабораторная работа No 4.
Безусловные рефлексы продолговатого, среднего, промежуточного мозга.
Цель: познакомиться с безусловными рефлексами продолговатого, среднего и промежуточного мозга.
Оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.
Ход работы
Продолговатый мозг
Черенком ложки экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.
Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.
Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы.
1.     Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
2.     Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы?
Средний мозг
Экспериментатор предлагает испытуемым задания (например, прочитать небольшой текст). Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный рефлекс).
Испытуемый смотрит на зажженную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаза, контролируемая средним мозгом.
Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы.
1.     Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
2.     Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах двери чаще всего открываются наружу – с какой функцией среднего мозга это связано?
Промежуточный мозг
Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду: «Замри!». Испытуемые замирают в разных позах (поздний рефлекс промежуточного мозга).
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы.
1.     Каковы рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге, гипоталамусе?
2.       Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?


Лабораторная работа №5. Физиологические тесты, иллюстрирующие работу мозжечка
Цель: познакомить учащихся с функциями мозжечка.
ХОД РАБОТЫ
Пальценосовая проба
Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с выпрямленным указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца касается своего носа.
Оценка результатов
В норме здоровый человек выполняет данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.
Торможение движений, возникших в силу инерции
Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.
Форма отчетности
Ответьте на следующие вопросы. Какую функцию мозжечка вы определили с помощью пальценосовой пробы? Какую функцию мозжечка вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции? Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в том же направлении?



2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить