Самый знаменитый эндемик Сейшел (Seychellen) — плод веерной пальмы лодоицеи мальдивской (Lodoicea maldivica).
Коко-де-мер (Морские орехи) стали известны в Европе в средние века, еще до открытия Сейшельских островов. Морские течения выносили на берега Индийского океана огромные, от 10 до 25 килограммов, орехи «греховной» формы. Их происхождение было неизвестно, а орехам приписывалась магическая сила.
В настоящее время турист может попробовать коко-де-мер на Сейшелах, а если останется место в багаже, то еще и увезти домой изготовленную из скорлупы экзотическую посуду
Ботаники единодушны в том, что сейшельская пальма, рождающая гигантские семена, — такое же великолепное явление в мире растений, как секвойя калифорнийская, африканский баобаб или ливанский кедр. Однако недоумевают, почему она так медленно растет. Первый росток из помещенного в грунт семени появляется только через год. За свою долгую жизнь (а это около 800 лет) дерево достигает высоты 30 метров, но первые 10 метров набирает лишь в двухсотлетнем возрасте. Плодоносить начинает на 25-м году жизни.
Женская и мужская пальмы Коко де мер |
Цветки мужского дерева |
Женское соцветие — видны созревающие плоды на разных стадиях. |
В те времена коко де мер стоил целое состояние. За каждый плод давали столько золота, сколько умещалось в его скорлупе. А все оттого, что медики и знахари, попытавшиеся разобраться с содержимым искусно вытесанного дара природы, дружно вынесли вердикт: очень полезен, устраняет хворобы, как ни одно лекарство помогает против ядов, колик, паралича, эпилепсии, многочисленных нервных заболеваний, болезней кишечника, вызывающих рвоту. В виде снадобья стали делать настоянную на скорлупе воду с добавлением миндаля, а из бело-розового сока молодых орехов — тонизирующий напиток.
На Мальдивских островах вожди племен заранее провозглашали все приплывающие сюда плоды пальмы коко своими и обещали беспощадно отрубать руки любому, кто рискнет скрыть находку.
Император Священной Римской империи Рудольф II Австрийский в конце XVI века объявил, что даст 4000 золотых флоринов за один орех. Владельцы ореха не прельстились ценой и отказали ему. В конце концов Рудольфу II удалось приобрести кубок, сделанный из скорлупы морского кокоса.
В XVII веке мальдивские орехи попали в Россию, но купить их мог лишь царь, расплачиваясь драгоценными соболями. Из ореховой скорлупы резчики делали братины, ковши, ароматницы.
В середине XVIII века, когда французы обнаружили заповедную пальму на сейшельском острове Праслен (Praslin), в долине Валей-де-Мей (Vallée de Mai) или «майской долине», загадка таинственных орехов была разгадана.
Сегодня плантация веерной пальмы лодоицеи в упомянутой долине насчитывает около 4000 деревьев и занимает площадь 20 гектаров. В год тут, как говорят, собирают до 3000 орехов (одна пальма приносит максимум 30). Каждый плод нумеруется, но вывозить его можно только при наличии сертификата, свидетельствующего, что орех куплен у официального продавца. Цена на экзотический продукт от 250 до 300 долларов, крупные экземпляры дороже порой в несколько раз.
Из целого ореха делают сувенирные шкафчики и шкатулки. Из мелких частей местные умельцы изготавливают «прасленский фаянс» — черпаки, чаши, тарелки, фляжки и прочие довольно изящные поделки.
Морской кокос как символ и талисман на Сейшелах вне конкуренции. Им увенчан монумент независимости. «Мать» ореха — стройная высокая пальма — помещена на гербе республики в окружении рыб, черепахи и птицы.
На Маэ, поскольку пальмы растут далеко друг от друга мужские соцветия (местные называют это орехами) срывают, торжественно несут к женской пальме и оплодотворяют вручную.
Плод зреет девять месяцев. В процессе созревания он, как и все остальные кокосы, находится в волокнистой подушке. Потом падает и прорастает. До семи лет еще неизвестно какое дерево — мужское или женское. В восемнадцать лет растение дает первые цветки (они же потом плоды).
Вывезти орех можно только если на нем наклейка с номером и паспорт, где номер подтвержден. Стоят от 150 до 250 евро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий